Главная arrow Новости arrow Особенности формирования здорового образа жизни у детей и подростков
Поликлиника
Наши телефоны

Регистратура:
(8 0225) 72-11-88

для справок:
(8 0225) 72-12-80
(8 0225) 72-12-77
(8 0225) 72-12-75
(8 0225) 72-14-03

УЗ "Бобруйская центральная больница"

Телефон горячей линии

(8 0225) 72-70-00

режим работы:  в рабочие дни с 8.00 до 17.00,
обед - 13.00-14.00

Подробнее »

Особенности формирования здорового образа жизни у детей и подростков

Печать

01-09-2017

´Надо не только лечить, но и выращивать здоровье´

Г.Н.Сперанский

Здоровье - это важнейший фактор, позволяющий человеку полноценно жить и трудиться. Еще в древности здоровье понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства.

В настоящее время наблюдается ухудшение физического и психического здоровья детей и подростков. Растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней. Привычными ощущениями становятся неуверенность, беспомощность.

Как проявление душевного нездоровья можно рассматривать повышение агрессивности и жестокости. Крайние проявления кризисного состояния личности проявляются в росте количества самоубийств.

К сожалению, многие подростки не соблюдают самых простейших, обоснованных норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами гиподинамии, другие излишествуют в еде с почти неизбежными в этих случаях последствиями, третьи не умеют отдыхать, беспокойны, нервны, что в конечном итоге приводит к заболеваниям внутренних органов. Некоторые подростки, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого человека. Основы здоровья закладываются в наиболее ранние периоды жизни. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физической культурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. Психологическая основа этого - мотивация на ведение здорового образа жизни. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Как добиться успеха в жизни, как не стать жертвой алкоголя или наркотиков, приобщиться к культуре здоровья - ответы на все эти вопросы ребёнок хочет получить от взрослого. И тогда полученная информация имеет максимальные шансы быть использованной на практике.

Подростковый период, несмотря на относительную кратковременность, один из наиболее сложных периодов жизни человека. Подростки не занимаются формированием своего здоровья, так как это требует волевых усилий, а в основном занимаются предупреждением нарушений здоровья и реабилитацией утраченного.

На состояние здоровья школьников оказывают влияние окружающая среда, питание, режим труда и отдыха, внутришкольные и внутрисемейные отношения, физическое воспитание. Однако не последнюю роль в этом вопросе играют репродуктивные установки и поведение самого подростка. Подростки не всегда обладают умением отстоять свою позицию, бывают психологически не готовы к возможным последствиям, не могут предвидеть отдалённые результаты своих необдуманных действий и поступков.

Школа является образовательно-воспитательной средой, которая не только поддерживает здоровье учащихся, но и создает условия для его развития. Ведь именно в школе в течение многих лет молодежь не только учится, обретает навыки общения со взрослыми и сверстниками, но и практически на всю жизнь вырабатывает отношение к здоровому образу жизни. Действия учителей направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное - профилактика.

А семья является основной средой формирования личности и главнейшим инструментом воспитания.

Формирование навыков здорового образа жизни должно осуществляться с учётом защиты и соблюдения прав и интересов детей и молодёжи, гендерных и возрастных особенностей развития личности, физиологических, интеллектуальных потребностей учащихся и степени их адаптации к жизни, социальным условиям, быть ориентировано на позитивное развитие учащихся. Особое внимание при этом необходимо уделять вопросам нравственного совершенствования, социальной активности учащихся, недопущению их дискриминации в процессе формирования жизненных навыков.

В. А. Юшкевич, психолог УЗ ´БГП №2´